Всё, что осталось от папы, - говорит бабушка. - Перед самой войной сделал мне прялочку, а с войны не пришёл.
Эта короткая история о совсем простой, но по-северному элегантной прялочке из одной из экспедиций, самая запомнившаяся мне.
О северо-русской прялке можно много рассказать, про ее лаконичную изначальную красоту, про яркие образцы прялок уже конца 19 - начала 20 века, когда традиционная прялка изменилась: стала искусно резной, расписанной в стиле народного барокко - стиля пришедшего сначала из Европы в северные города России, а оттуда и в деревни.
Прялка в то время была чем-то похожим и на полезный и, одновременно, модный аксессуар, вроде смартфона сейчас.
С ней девушки ходили на посиделки, прясть вместе, и по ее красоте судили о богатстве, умениях семьи или жениха. Ведь первую, небольшую прялочку дарил отец, а вот потом это часто бывал и жених: либо сам вырезал, либо покупал.
Собственно, расписные резные поздние прялки перед вами на фото. Самая большая открытая для людей коллекция на Русском Севере в Тотемском краеведческом музее фондов открытого хранения.
Там собраны и местные, и разные вологодские, а также архангельские и ярославские прялки. Целая комната доверху уставленная ими. Будете здесь, обязательно загляните!
Ну, а ту, простую прялочку - подарок от папы своей дочери - мы 20 лет назад, в экспедиции не сфотографировали.
P.S. В нашем
бутике
тоже есть настоящая северная расписанная прялка, из Республики Коми.
Я нашёл её в разрушенном доме в селе Туръя, где родился Питирим Сорокин - отец современной науки социологии.